«500 миль Индианаполиса»
29 мая 2016 года…
…Александер Росси (Alexander Rossi) стал первым уроженцем Калифорнии со времён Джима Ратманна (Jim Rathmann, 1960), выигравшим «Инди-500».
Росси уверенно держался в районе начала второго десятка, когда проблемы с топливным шлангом на третьем пит-стопе отбросили его с 13-го на 20-е место. Он сумел отыграть позиции, поднявшись на 11-е, когда очередной пит-стоп отбросил его на 25-е место из-за той же проблемы. Заехав повторно в конце периода жёлтых на ещё одну дозаправку на 101-м круге, Росси принял рестарт 29-м. Уже тогда созрело решение, используя экономию топлива, останавливаться до конца гонки лишь дважды. Новый жёлтый последовал всего 11 кругов спустя и, в отличие от подавляющего большинства, Херта (Bryan Herta) не зазвал Росси, показавшего в погоне за утерянными позициями лучший круг гонки, в боксы. Это позволило американцу выйти на второе место, которое было удержано на рестарте, а на 129-м круге Росси закрепился в лидерах.
После пит-стопа на 138-м круге Александер откатывается на 22-е (проехав 36 кругов на одной заправке, из которых 8 были жёлтыми), до жёлтых поднявшись на 16-е. И вновь Херта оставляет гонщика на трассе, что позволяет стать 8-м. На рестарте было потеряно несколько позиций, которые, впрочем, были отыграны. И когда на 163-м вновь вывешивают жёлтый, Росси совершает свой пит-стоп. С момента последней остановки прошло 26 кругов, из которых было 9 жёлтых. Для финальной остановки рановато (на пять кругов), но Херта решает, что терять особо нечего, и принимает решение до финиша больше не останавливаться.
На рестарте Росси был девятым, за несколько кругов отыграл две позиции (у Пауэра (Will Power) и Тальяни (Alex Tagliani), причём австралиец также до финиша больше не останавливался). На 185-м Хильдебранд (J.R. Hildebrand) сворачивает в боксы и Росси становится шестым. Диксон (Scott Dixon) в боксы на 191-м и Росси 5-й. Сервия (Oriol Servià) на 194-м подарил 4-е место, остановки Хинча (James Hinchcliffe) и Ньюгардена (Josef Newgarden) кругом позже вывели Росси на второе, а после пит-стопа Муньоса (Carlos Muñoz) гонщик Херты на 197-м круге вновь становится лидером.
Самое невероятное во всей этой истории то, что Росси никогда до гонки «Инди-500» не практиковался в езде по овалах в режиме экономии топлива. И ему пришлось учиться это делать прямо по ходу гонки. В какой-то момент это едва не закончилось контактом со стеной во втором повороте. После гонки Росси говорил, что ехать с 30{0400f520c615e86197e9bda875eb11b298cfe26186b600a486574a39c2b9e02b} газа — это была одна из самых тяжёлых вещей, которые ему приходилось делать за рулём гоночного автомобиля. Пришлось учиться использовать и драфт ради экономии топлива — очень помогло то, что после неудачного пит-стопа на 117-м круге Белл (Townsend Bell) оказался прямо перед ним. Помог и Хантер-Рэй (Ryan Hunter-Reay), которого команда попросила выйти вперёд Росси и тащить его в драфте. Но по-настоящему экономить топливо в драфте Росси начал на финальном отрезке, когда на 172-м круге засел за Диксоном. Правда, и это едва не закончилось аварией — на одном из кругов Росси подъехал слишком близко, передок потерял прижим, нос несколько приподняло и автомобиль едва не сорвало с траектории.
Изначально Росси не хватало топлива на 4 круга (10 миль), но по расчётам команды, даже если применять жесточайшую экономию, до финиша всё равно не хватало полкруга. Гонщик наэкономил в драфте около 2,5 кругов, и ближе к финишу Херта принимает безумное решение — перевести двигатель в режим потребления топлива под жёлтыми флагами. Т.е. Росси пришлось ехать на скорости 200 миль/час при схеме потребления, рассчитанной на 75 миль/час. Но всё равно и этого было мало и Херта принимает решение, которое он назвал откровением свыше — он по радио просит Росси на выходе из поворотов включать сцепление и ехать накатом. Реакция Росси: «ЧТО ты просишь меня делать?» — «Проезжать повороты с двигателем, а на прямых ехать накатом». К Херте начали подходить маршалы с вопросом о вывешивании жёлтых — они думали, что автомобиль неисправен т.к. не издавал звуков работающего двигателя и казалось, что сейчас просто остановиться на трассе.
И всё равно Росси по топливу не хватало около половины круга. Во втором повороте последнего круга давление топлива стало резко падать и Херта скомандовал Росси: «ПОЛНЫЙ ГАЗ!». Скорость автомобиля №98 в тот момент составляла около 130 миль/час и ему было просто необходимо набрать скорость, чтобы накатом дотянуть до финиша. В третьем повороте двигатель остановился, но скорости хватало и финишная черта была пересечена на 135 миль/час. Подкатываясь к финишной черте Росси посмотрел направо и не обнаружил автомобиля рядом с собой — в этот момент американец понял, что победил.
Вообще невероятным выглядит тот темп, который продемонстрировал Росси в условиях драфта, экономии, неполного газа и «жёлтого» режима потребления топлива. Да, 200-й круг — 179.784 миль/час, 199-й — 202.650 миль/час. Но 198-й был 212.594 миль/час, 197-й 214.594 миль/час, 196-й — 216.017 миль/час. Лучший круг Росси на последнем отрезке был показан им на 174-м круге, 220.363 миль/час, а средняя скорость 168-198 кругов составила 217.198 миль/час. Если сравнить со скоростью Ньюгардена за этот же период (и вычесть круги заезда/выезда на сплэш-эн-дэш), то у гонщика Эда Карпентера (Ed Carpenter Racing), который ехал в полный газ, она составила 219.850 миль/час.
Да, это была топливная концовка, но нельзя говорить, что победа досталась Росси случайно — он продемонстрировал отличную скорость при экономии топлива, стартовал 11-м, лидировал 26 кругов, 33 круга провёл в топ-5 и 83 в топ-10. И это с учётом тонны проигранных позиций на двух пит-стопах.
Первым, кого вспомнил Брайан Херта после финиша «Инди-500», был Дэн Уэлдон (Dan Wheldon). Британец выиграл эту гонку ровно пять лет до Росси, также выступая на автомобиле Херты №98, и она тоже была юбилейной — 100 лет с момента самой первой «пятисотки». «Возможно, Дэнни был сегодня здесь, толкая машину для нас».