Большой приз Мексики
25 октября 1964 года…
…состоялся III Большой приз Мексики (Gran Premio de Mexico), 10-й и последний этап Чемпионата мира, получивший скандальную известность событиями на трассе и навсегда вошедший в историю мирового автоспорта как гонка, принесшая титул Чемпиона мира человеку, до этого ставшего чемпионом в мотогонках.
К финалу с шансами на титул подошли три гонщика — Грэм Хил (Graham Hill) из BRM, Джон Сёртис (John Surtees) из Ferrari и Джим Кларк (Jim Clark) из Lotus; также все эти три команды претендовали на Кубок конструкторов. Хилл лидировал в общем зачёте, имея 39 очков, но т.к. он 7 раз в 9 гонках набирал очки, а в зачёт шли только шесть лучших результатов, свой счёт он улучшал лишь в случае финиша на 3-м месте и выше, что вне зависимости от результатов Сёртиса и Кларк приносило ему титул. Сёртису надо было набирать на 6 очков больше, чем Хилл, т.е. или выигрывать гонку, или завершать её на втором месте, но при этом Хилла на подиуме быть не должно. Кларку нужна была только победа при финишах соперников вне призовой тройки.
Заявочный список почти не отличался от предыдущего этапа, БП США. Исключение составили отсутствие команды Honda, которая уехала в Японию для работы над автомобилем, и замена за рулём запасного автомобиля команды Lotus одного местного гонщика, американца Уолта Хансгена (Walt Hansgen), другим — мексиканцем Мойзесом Соланой (Moises Solana). Кроме того, из-за того, что автомобили были доставлены в Мексику в том состоянии, в котором она закончили гонку в США, механикам предстояло много работы. Более того, командам предстояло ещё и решить проблему потери мощности двигателями из-за условий высокогорья — менее всего от этого пострадали команды Ferrari, BRM и их клиенты; де-факто преимущество получил Сёртис, т.к. он единственный использовал 12-цилиндровый двигатель. Из-за определённых проблем с автомобилем Кларк после тренировок поменялся машинами с партнёром по Team Lotus Майком Спенсом (Mike Spence), сменив свой привычный Lotus 25 на Lotus 33.
Кларк, стартовав с поул-позиции, уже после первого круга существенно опережал Дэна Гёрни (Dan Gurney) из Brabham. Хилл замешкался на старте из-за очков (лопнула удерживающая их резинка) и после первого круга был только 10-м (при старте 6-м); Сёртис также ужасно стартовал из-за проблем с зажиганием и откатился с 4-го на 13-е место. При таком раскладе чемпионом становился Кларк. Но уже к 12-му кругу Хилл вышел на третью позицию, при этом Сёртис ехал только шестым. В такой ситуации чемпионство переходило к Хиллу — 39 очка минус 3 за БП Нидерландов и плюс 4 за БП Мексики = 40 очков, при этом Кларк набирал только 39.
Гёрни существенно опережал Хилла и проходил круги быстрее англичанина, с которым за позицию боролся Лоренцо Бандини (Lorenzo Bandini), партнёр Сёртиса по Scuderia Ferrari. Несколько раз итальянец догонял и практически касался BRM в шпильке, причём Хилл возмущённо размахивал руками, давая понять, что он не доволен стилем вождения соперника, пока на 31-м круге не произошёл контакт — Ferrari ударил BRM в заднее колесо, автомобиль Хилла развернуло, вдобавок помяв выхлопные трубы о рельс безопасности. Мимо Хилла и Бандини проехал Сёртис, выбравшейся уже на 5-е место, Бандини сумел остаться 4-м, а Хилл откатился на 6-е место, но кругом спустя заехал в боксы, где механики отломали сломанные куски труб и выпустили автомобиль обратно на трассу, но только на 13-м месте. Грэм Хилл приложил все усилия для отыгрыша позиций, но на не совсем исправном автомобиле смог подняться только на 10-е место, которое ближе к финишу стало 11-м, после того, как его обогнал Солана.
Лидировал Кларк, вторым, отставая на 20 секунд, по-прежнему был Гёрни, Сёртис занимал 3-е место. Но через несколько кругов после инцидента Хилл/Бандини у Сёртиса вновь начались проблемы с зажиганием, и он уступил позицию Бандини, теряя какие-либо шансы занять приносящее титул второе место. При этом Джону Сёртису ещё стоило поблагодарить судьбу, что его соперник — Джек Брэбем (Jack Brabham), — с которым он боролся до того, как вышел на 3-е место, сделал вынужденный пит-стоп, также из-за проблем с зажиганием. При такой ситуации чемпионом становился Кларк — равенство очков с Хиллом, но у шотландца было бы 4 победы против двух.
Статус-кво в гонке сохранялся практически до самого клетчатого флага. Но за 8 кругов до финиша Кларк обнаружил полосу масла на трассе в шпильке. Избрав другую траекторию входа в поворот, он кругом спустя понял, что масло это — из его двигателя. Шотландец сбросил темп, но это уже не имело значения — масляной насос уже отказал, и масло вытекало из двигателя. 64-й круг из 65 он уже заканчивал «ползком» ещё лидером, но уже с неработающим двигателем, и на стартовой прямой мимо него пронёсся Гёрни. И в начале 65-го круга позиции стали следующими — Гёрни-Бандини-Кларк, что делало Чемпионом мира Хилла. Но менеджер Scuderia Ferrari отслеживал ситуацию и ещё ранее отдал приказ Бандини выпустить Сёртиса на 3-е место, которое после схода Кларка становилось вторым. Это итальянец и сделал на последнем круге.
Победил с более чем минутным преимуществом американский гонщик Brabham, вторым финишировал Сёртис, третьим — Бандини. Майк Спенс из Lotus занял 4-е место, Кларк получил классификацию на 5-м месте. Шестым с отставанием в один круг, впервые набрав первые очки в зачёт ЧМ в своём единственной в том году выступлении в Ф1, за рулём третьего автомобиля Ferrari финишировал Педро Родригес (Pedro Rodriguez) — мексиканский гонщик, проводивший всего свою третью в карьере гонку формулы-1.
Набрав 40 очков, Сёртис опередил в общем зачёте Хилла всего на 1 пункт и стал единственным на данный момент гонщиком, завоевавшим титулы Чемпиона мира в высших классах авто- и мотогонок. Кроме того, Ferrari завоевала свой второй Кубок конструкторов. После гонки раздосадованный Хилл отправил Бандини самоучитель по вождению автомобиля; итальянцу 3-е место в гонке позволило подняться в общем зачёте по итогам сезона на одну позицию, опередив Ричи Гинтера (Richie Ginther) при равенстве очков — по числу одержанных побед. Победа Гёрни также подняла его на три позиции вверх в зачёте ЧМ — с 9-го на 6-е.
БП Мексики 1964 стал последним стартом в гонках формулы-1 для Чемпиона мира 1961 года Фила Хилла (Phil Hill), который в своей последней гонки был классифицирован на 9-м месте, после того, как за два круга до финиша сломался поршень в Climax его Cooper. Также эта гонка стала последним стартом в Ф1 и для другого американца — Джеймса «Хэпа» Шарпа (James Hap Sharp), который в 1961-1964 стартовал исключительно в гонках, проходивших в Америке. За рулём Brabham команды Роба Уокера (Rob Walker) он добрался до финиша 13-м и последним, отстав от победителя на 5 кругов.