Гран-при Кейптауна
17 декабря 1960 года…
…впервые в международном статусе прошёл Гран-при Кейптауна (Cape Grand Prix). Гонку часто называют гонкой Ф1, потому что в ней участвовала техника Ф2, которая с 1961-го становилась регламентом для Ф1, или гонкой Ф2, потому что организаторы приняли решение, что заявки от неместных гонщиков будут приниматься только в случае, если они не будут использовать автомобили Ф1 и ограничаться техникой Ф2. Но по регламенту первая с 1939 года международная гонка в Кейптауне была гонкой свободной формулы.
Гран-при прошёл в субботу, на перестроенной трассе Килларни (Killarney Raceway), расположенной в 16 милях от Кейптауна — владельцы автодрома вложили в его реконструкцию 20 тыс. фунтов. После успеха южноафриканского гран-при 1960 года организаторы приняли решение в европейское межсезонье провести сразу две международные гонки, уменьшив таким образом затраты на привлечение иностранных участников. Которыми на этот раз стали заводские «Порше» (Porsche) для Стёрлинга Мосса (Stirling Moss) и Йоакима Бонниера (Joakim Bonnier), Вольфганг фон Трипс (Wolfgang von Trips) и Вольфганг Зайдель (Wolfgang Seidel), представлявшие «Скудерию Колония» (Scuderia Colonia) и имевшие в своём распоряжении последние модели «Лотус» (Lotus) и «Купер» (Cooper) для гонок Ф2, а также Карел-Годен де Бофор (Carel Godin de Beaufort) на сделанном под его рост «Купере». Кроме того, два местных гонщика получили в своё распоряжение относительно современную технику — Сид ван дер Вивер (Syd van der Vyver) разжился «Лотус 18», а Джиджи Лупини (Gigi Lupini) купил для Джона Лава (John Love) «Купер 51» — оба автомобиля были доставлены спецрейсом, оплаченным компанией «Калтекс» (Caltex), спонсором гран-при.
Автодром, работы на котором только-только были завершены, была окружена брустверами из довольно рыхлого песка, который сильные местные ветра разносили по трассе во время всех сессий гран-при. Это делало условия далеко не самыми приятными для вождения — покрытие, и без того довольно скользкое, из-за песка и вовсе обеспечивало минимальный уровень сцепления. Также и Мосс, и Бонниер критиковали трассу за отсутствие быстрых прямых и затычные повороты. Тем не менее, гонщики в тренировках поехали достаточно резво. Быстрейшими ожидаемо стали гонщики «Порше»: Стёрлинг Мосс проехал круг за 1 минуту 31.8 секунды, со средней скоростью чуть менее 80 миль в час, а Бонниер стал вторым с временем 1 минута 32.9 секунды; на первый ряд в итоге также попал фон Трипс, проехавший круг за 1 минуту 34.4 секунды. Брюс Джонстон (Bruce Johnstone) стал лучшим среди местных гонщиков, показав четвёртое время, что было достаточно удивительно — гонщик никогда прежде не сидел за рулём «Купер 43».
По ходу тренировок пелотон лишился трёх участников, причём у Джимми де Вильерса (Jimmy de Villiers) автомобиль получил повреждения при транспортировке на трассу, а у Тони Маггза (Tony Maggs) заклинила коробка передач, и ни у кого не оказалось запасных деталей, чтобы её починить — когда её вскрыли, оказалось, что её неправильно собрали на заводе, поставив четыре задние передачи! Также на старт не вышел показавший 18-е время Гельмут Менцлер (Helmut Menzler) — отказала трансмиссия, — а опоздавшего на стартовое поле Тони Котце (Tony Kotze) дисквалифицировали за старт из боксов.
На старте фон Трипс вырвался вперёд, но практически сразу же его прошёл Бонниер. Пару лидеров преследовал Мосс, у которого на хвосте повис Даг Серрариер (Doug Serrurier). На спуске им удалось обойти фон Трипса, и порядок гонщиков после первого круга был следующим: Бонниер, Мосс, Серрариер, фон Трипс, которых преследовали Зайдель, ван дер Вивер, Дон Филп (Don Philp), Сэм Тингл (Sam Tingle), де Бофор, провалившийся на старте Джонстон, Лав, Джордж Кэннелл (George Cannell) и Джин Босман (Eugene Bosman).
Серрариер к радости 40 тысяч зрителей старался изо всех сил, но было понятно, что удержаться на такой высокой позиции ему будет трудно, и на втором круге его прошёл фон Трипс; на этом же круге Босман обогнал Кэннелла. Достаточно быстро тройка лидеров отъехала от всех остальных участников гонки — пара «Порше» ехала практически бок-о-бок, а фон Трипс держался неподалёку. Позади же вовсю кипела борьба — на третьем круге и Филп, и ван дер Вивер обогнали Зайделя, де Бофор обогнал Тингла, а Лав опередил Джонстона.
На четвертом круге, когда три лидирующих автомобиля ещё больше оторвались от местных соперников, Мосс обогнал Бонниера, и первый раз по ходу гран-при вышел вперёд, но уже на следующем круге потерял лидерство. На пятом круге де Бофор заехал на пит-стоп из-за неисправной проводки свечей зажигания, и после этого порядок на трассе стал таким: Бонниер, Мосс, фон Триппс, Серрариер, Филп, Зайдель, Лав, Джонстон. Кроме де Бофора, на пит-стоп заехал и Вик Проктер (Vic Procter), который в итоге вынужден был сняться с гонки из-за сломанного рычага переключения передач. Ван дер Вивер, который возлагал большие ожидания на новую технику, постепенно провалился до 17-го места — заедала педаль акселератора, а также гонщик не разобрался с новинкой и выставил слишком высокое давление в шинах, что негативно сказалось на управляемости «Лотуса».
Три лидирующих автомобиля упорно боролись между собой, причём Мосс и Бонниер, оспаривая первую позицию, параллельно безуспешно пытались как можно дальше отъехать от фон Трипса. Британец снова вышел вперед на 7-м круге, но потерял первую позицию в пользу шведа в третий раз (и далеко не последний по ходу гонки) на 9-м круге. Однако борьба гонщиков «Порше» между собой не прошла бесследно, и они оба были пройдены на 10-м круге фон Трипсом.
Фон Трипс сопротивлялся как только мог, но на 14-м круге Мосс вышел вперёд, а на 15-м Бонниер разом обогнал и фон Трипса, и Мосса, и заодно уже на второй круг Билла Дженнингза (Bill Jennings). Тем временем, на четвёртое место вышел Филп, за которым шли Серрариер и Джонстон. Зайдель ехал седьмым, а де Бофор после пит-стопа, который его отбросил на 16-ю позицию, был уже 12-м. Ван дер Вивер немного приспособился к поведению «Лотус» и даже поднялся до 13-го места, но на него свалилась новая напасть — одно из креплений двигателя сломалось, и у него возникли сложности с переключением передач. Также подвела техника и Фани Вильюна (Fanie Viljoen) — благодаря мощному двигателю «Мазерати» (Maserati) он к 14-му кругу ехал седьмым, но именно из-за перегрева мотора ему пришлось заехать в боксы, что отбросило его на 16-е место. Впоследствии Вильюн вылетел с трассы и застрял в песчаном бруствере. И, пока он откапывал свой автомобиль, гонка успела закончиться. По аналогичной причине сошёл и Клайв Транделл (Clive Trundell), а вот Дэйви Гоусу (Dawie Gous) удалось откопаться и хотя бы финишировать.
На 18-м круге фон Трипс предпринял очередную атаку на лидеров и вышел вперёд, но через два круга Мосс стал лидером в четвёртый раз за гонку, а немецкий гонщик вновь откатился на 3-е место. Ещё через восемь кругов Мосс вновь потерял первую позицию — лидером стал Бонниер. А на 30-м круге произошли изменения в топ-5 — Серрариер, его замыкавший, вынужденно посетил боксы из-за того, что песок забился в механизм рычага переключения передач, и его заклинило. Гонщик выбил его камнем, но вернулся на трассу только 15-м. Но злоключения его на этом не закончились — начало проскальзывать сцепление. Вновь посетив боксы, южноафриканец решил освежится, но от прохладительного напитка ему стало дурно, и он потерял способность поддерживать нормальный темп, финишировав в итоге только 9-м с отставанием в восемь кругов.
На 32 круге Стёрлинг Мосс вновь захватил лидерство, оставаясь впереди до 37 круга, когда снова на первое место вышел Бонниер. Швед оставался первым на протяжении двух кругов, затем вновь на два круга вперёд вышел Мосс, после чего Бонниер пролидировал четыре круга до 50-го круга, когда британец взял лидерство вновь. Тем временем, фон Трипс начал отставать — сцепление его «Лотус» начало заедать, и ему пришлось прикладывать дополнительные усилия, чтобы переключать передачи. Постепенно немец о рычаг коробки стёр руку в кровь, и, чтобы давать ей хоть немного отдыха, стал проходить повороты на более высоких передачах, чем следовало бы. Что, естественно, отобразилось на его скорости.
За 25 кругов до финиша Мосс и Бонниер достаточно оторвались от остальных участников гонки, причём фон Трипсу всё же удавалось держаться с ним в одном круге. Филп стабильно удерживал четвёртом месте, но вынужден был ехать на пределе своих возможностей, т.к. Джонстон, его преследовавший, демонстрировал впечатляющий стабильный темп в своём первом крупном заезде. Медленно, но верно продвигался вперёд после проваленных первых кругов Зайдель, равно как и де Бофор после необязательного пит-стопа в начале гонки успел подняться до седьмого места.
На 52-м круге Бонниер снова вышел вперёд, но потерял лидерство на следующем круге в пользу Мосса. Он вернул его себе на 54-м круге и удерживал его до 56-го, когда Мосс вновь обогнал его. Позади них на 57 круге Зайдель опередил Джонстона и занял пятое место, а на 60-м он обошел и Филпа, который постепенно замедлялся, так как у него выпала третья передача и ему становилось всё труднее переключаться на четвертую. Джонстон также обошёл Филпа на 63 круге, который вскоре после этого и вовсе сошёл из-за поломки топливного насоса, что стало горьким разочарованием для гонщика.
Вскоре Бонниер вновь стал лидером и удерживал первую позицию до 72 круга, когда босс немецкой команды Хушке фон Ханштейн (Huschke von Hanstein) дал сигнал гонщикам «Порше», что командных приказов не будет и они вольны самостоятельно выяснять отношения на трассе. И моментально вперёд вышел Мосс. Британец и швед сражались на равных, и Моссу с трудом удавалось удерживать лидерство в финале гонки — когда гонщики «Порше» начали последний круг, между ними было не более полутора метров. Бонниер выжал максимум из автомобиля и почти сумел выйти вперёд, однако в итоге Мосс опередил его под флагом менее чем на секунду; при этом лучший круг гонки остался за шведом.
Фон Трипс стал единственным, кто финишировал с лидерами в одном круге — ставший четвёртым (и лучшим среди южноафриканцев) Джонстон проиграл три круга. По хорошему, он должен был быть пятым, но у Зайделя под финиш закончилось топливо, и он не финишировал, не получив по правилам тех лет итоговую классификацию. В итоге топ-5 замкнул де Бофор, шестым достаточно неожиданно финишировал Босман, выступавший за рулём по сути спортивного, а не гоночного автомобиля. В топ-10 также попали ван дер Вивер, Лав, Серрариер и Дженнингз, а лучший из автомобилей свободной формулы финишировал только на 11-м месте с девятью кругами отставания.
Несмотря на сильный ветер и песок, а также доминирование гонщиков «Порше», гонка стала успехом — не в последнюю очередь благодаря постоянным разменам позиций между Моссом и Бонниером, — и организаторы рассчитывали его повторить через две недели в Ист-Лондоне, который вновь должен был принять южноафриканский гран-при.