Большой приз Новой Зеландии


06 января 1962 года

в последний раз Большой приз Новой Зеландии (New Zealand Grand Prix) прошёл на двухмильной (3,218 км) трассе аэродрома Ардмора (Ardmore).

Как и в предыдущие годы, поучаствовать в гонке, проводившейся в свободной формуле, прибыли ведущие австралийские и европейские гонщики — из 32 поданных заявок лишь 10 были поданы не новозеландцами. По факту, не местных заявок было 11 — Брюс Макларен (Bruce McLaren) давно уже выступал в Европе, и на домашнем гран-при для него Томми Эткинсом (Tommy Atkins) был заявлен доработанный Cooper T53, на котором Джек Брэбем (Jack Brabham) стал Чемпионом мира в 1960 году, но оснащённый 2,75-литровым двигателем Climax. Сам «Черный Джек» привёз на гонку собственный Cooper T55 с аналогичным двигателем; помимо него, Австралию представляли Лекс Дэвисон (Lex Davison), Биб Стиллуэлл (Bib Stillwell), Дэвид Маккей (David McKay) и Арнольд Гласс (Arnold Glass). Главной европейской звездой был Стирлинг Мосс (Stirling Moss), для которого Роб Уокер (Rob Walker) привёз сразу два автомобиля — Cooper, аналогичный автомобилю Брэбема, и Lotus 21 c 2,5 литровым двигателем, на котором англичанин в итоге и стартовал в гонке. Также Европу представляли Джон Сёртис (John Surtees) и Рой Сальвадори (Roy Salvadori) на Cooper T53 команды Рега Парнелла (Reg Parnell), Лоренцо Бандини (Lorenzo Bandini) Cooper T53 Scuderia Centro-Sud c почти трёхлитровым двигателем Maserati T53, и Рон Флокхарт (Ron Flockhart) на Lotus 18. В гонке также планировал стартовать и Денни Халм (Denny Hulme), но он посчитал финансово невыгодным на зиму возвращаться на родину из Европы.

Квалификационные заезды прошли 4-го января, под проливным дождём, в них чудом принял участие Джек Брэбем — были проблемы с вылетом из Англии из-за снежных штормов, и именно поэтому Стирлинг Мосс прибыл на трассу только к пятничным тренировкам, за день до гонки. Из-за этого англичанин вынужден был начинать гонку с последнего ряда, т.к. стартовое поле формировалась по итогам четверга, но Моссу изначально организаторами было гарантировано место на старте. С поул-позиции стартовал Макларен, на первом ряду компанию ему составили Брэбем и Сёртис. Всего на гонку квалифицировалось 20 гонщиков, шестеро из которых получили гарантированные места на решётке благодаря участию в отборочной гонке исключительно для новозеландских гонщиков, прошедшей накануне гран-при — её выиграл Ангус Хислоп (Angus Hyslop), следом за которым финишировали Пэт Хор (Pat Hoare) и Джонни Мансел (Johnny Mansel).

Начало дождя практически совпало с отмашкой стартовым флагом — быстрее всех на него отреагировал Хислоп и даже на какие-то мгновения вышел в лидеры, но Макларен и Брэбем быстро восстановили статус-кво. Но к концу первого круга первую позицию уже занимал Сёртис, за ним следовали Макларен, Хислоп, Брэбем (не угадавший с шинами), Стиллуэлл, Сальвадори и новозеландец Тони Шелли (Tony Shelly). Невероятно, но следом за ними на трассе уже находился Стирлинг Мосс! Ещё более невероятным стал тот факт, что второй круг Мосс закончил лидером — и его отрыв от Сёртиса, Брэбема и Макларена начал стремительно увеличиваться. Стиллуэлл и Хислоп к этому моменту успели допустить ряд ошибок, повредили автомобили, и откатились назад, выбыв из борьбы за призы, а Шелли и вовсе сошёл в результате столкновения. Темп Мосса был настолько высоким, — в среднем он был на три (!) секунды быстрее любого гонщика, — что к 14 кругу из 75 он уже опережал всех, кроме трио Сёртис/Брэбем/Макларен, на круг. А через некоторое время пришёл черёд и европейских соперников Мосса — на 18 (Макларен), 21 (Брэбем) и 39 (Сёртис) кругах.

Несмотря на аквапланирование практически по всей длине трассы, Стирлинг Мосс был просто неудержим в этой гонке, или, как сказал Сёртис после финиша, «он просто ненормальный». Англичанин на протяжении всей гонки, в отличие от остальных, допустил лишь одну ошибку, и то, на прямой, въехав в слишком глубокую лужу. Лишь когда Моссу на 44-м круге просигнализировали, что из-за дождя дистанция гран-при сокращена до 50 кругов, англичанин несколько сбросил темп, что позволило Сёртису вернуться с лидером в один круг, но при этом всё равно отстав более чем на полторы минуты на финише. Мастерский пилотаж Мосса удержал на трассе, не смотря на дождь, большую часть 45000 зрителей, наблюдавших за стартом — средняя скорость гран-при, показанная Стирлингом Моссом на мокрой трассе, практически равнялась скорости победителя первого БП Новой Зеландии на трассе Ардмор 1954 года, прошедшего по суху. Естественно, что и быстрейший круг гонки остался за Моссом — 1’32.8, Сёртис показал лишь 1’34.2, а третье время Макларена было ещё скромнее — 1’34.9.

Третьим, отстав от Мосса на два круга, финишировал Макларен; долгое время эту позицию удерживал Брэбем, но он сошёл из-за неисправности коробки передач на 33-м круге. Четвёртое место долгое время занимал Лоренцо Бандини, но когда его обгонял на круг лидер, итальянец допустил ошибку и вылетел в ограждение трассы из тюков сена, что позволило выйти вперёд Сальвадори, сохранив эту позицию до самого финиша. Бандини на то, чтобы выбраться из сена и вернуться на трассу, потратил два круга, но всё равно финишировал 5-м. Лучшим местным гонщиком стал Пэт Хор, который на Ferrari 256 финишировал 6-м, отстав от лидера на 5 кругов. Не смотря на тяжёлые условия, финишный флаг увидело 16 гонщиков.