Большой приз Венесуэлы
03 ноября 1957 года…
…прошёл Большой приз Венесуэлы (Gran Premio de Venezuela), 7-й и финальный этап Чемпионата мира спортивных автомобилей. Гран-при проводился в третий раз, но впервые — в статусе гонки мирового чемпионата. И качественный состав участников обеспечивался не только щедрыми призовыми от правительства страны, но и борьбой за титул. У Ferrari перед последним этапом было 28 очков, но максимум, который команда могла заработать в Венесуэле — лишь дополнительные 2 очка, т.к. в зачёт шло только 4 результата из семи, а очковый баланс «Скудерии» уже состоял из двух побед (8 очков х 2) и двух вторых мест (6 очков х 2); их единственными конкурентами был также итальянский производитель — Maserati, у них было 25 очков (2 победы + по одному второму и четвёртому месту). И в случае победы «Трезубца» титул уходил именно к Maserati.
Каждую заводскую команду представляли лучшие гонщики своего времени — в составе Scuderia Ferrari ехали экипажи Луиджи Муссо/Майка Хоторна (Luigi Musso/Mike Hawthorn) и Питера Коллинза/Фила Хилла (Peter Collins/Phil Hill), в распоряжении которых были Ferrari 335 Sport с 4,1 литровыми двигателями, а также Мориса Тринтиньяна/Оливье Жендебьена (Maurice Trintignant/Olivier Gendebien) и Вольфганга фон Трипса/Вольфганга Зайделя (Wolfgang von Trips/Wolfgang Seidel) на Ferrari 250 TR з трёхлитровыми моторами. Им противостояли Стирлинг Мосс/Тони Брукс (Stirling Moss/Tony Brooks) и Жан Бера/Гарри Шелл (Jean Behra/Harry Schell) на Maserati 450S (двигатели 4,5 л) в компании с Йо Боннье/Джорджио Скарлатти (Jo Bonnier/Giorgio Scarlatti) на Maserati 300S и Франческо Годии/Аугусто Гутьересом (Francisco Godia-Sales/Augusto Gutierrez) на Maserati 350S. По результатам тренировок быстрейшими стали гонщики «Трезубца» — Мосс/Брукс и Бера/Шелл, но Maserati понесла потери ещё до старта — 350S не стартовала. Старт не приняли также два автомобиля команды Венесуэлы, и в тысячекилометровую гонку ушёл 31 экипаж.
Ещё до старта гонщики были в ужасе от трассы длиной почти в 10 км, которую составляли два шоссе, ведущие в Каракас, соединённые между собой в гоночное кольцо дорожными развязками. Лучше всего ситуацию описал Фил Хилл: «Я всё ехал и ехал, и в тот момент когда я начал удивляться, где, чёрт возьми, я нахожусь, я обнаружил, что мне навстречу едут другие автомобили. СЕДАНЫ! Я быстро развернулся на 180 градусов и поехал обратно и еле нашёл так называемую трассу». На тренировках американец отъехал более чем на 5 миль от места проведения соревнований! В итоге все иностранные гонщики потребовали внести изменения касательно мер безопасности, в частности, разобраться с неоднородностью дорожного полотна, иначе они отказывались выходить на старт. Но всё равно главная угроза — медленные автомобили и местные гонщики — оставалась.
Старт в стиле «Ле-Мана» выиграли гонщики Chevrolet, но их ещё до конца первого круга обогнали итальянские автомобили — Мосс, Бера, Хоторн, Грегори (Masten Gregory) на частной Maserati 450S, и фон Трипс. На втором круге Грегори прошёл Хоторна, к ним двоим приблизился Коллинз, и все три машины подлетели к повороту на дорожной развязке. Спустя секунды автомобиль американца оказалась в воздухе — ударившись в ограждение из мешков с песком, Maserati отлетел и перевернулся. К счастью для гонщика, он отделался лишь порезами лица — его спасла дуга безопасности, которую по его просьбе на автомобиле установили днём ранее.
Позади Мосса за позицию боролись Бера, Хоторн и Коллинз, причём последний, уворачиваясь при обгоне на круг от медленного Porsche, задел мешки с песком и повредил выхлопную систему. Удивительно, но автомобиль после этого поехал только быстрее! Жану Бера удавалось спокойно держать за собой пару Ferrari, и, казалось, победа Maserati гарантирована, т.к. Мосс постепенно отрывался. Но на 33-м круге на обратной прямой произошла катастрофа — на торможении отстающий на 7 кругов американец Хэп Дрессель (Hap Dressel) на 2 литровом AC-Bristol неожиданно поменял траекторию и оказался прямо перед начавшим тормозить Моссом. Разница в скорости между двумя автомобилями составляла порядка 100 км/ч, и сила удара была катастрофический. Получив пинок от Maserati, AC-Bristol американца взмыл в воздух и в полёте врезался в фонарный столб, переломив его пополам. Машина в результате удара также оказалась разорвана на 2 части — едущий сзади Хоторн вообще подумал, что это летит два разных автомобиля. Но Дресселю повезло — он получил лишь незначительные травмы; автомобиль Мосса от удара перевернулся, но и англичанин отделался только ушибами.
В гонке осталось 2 заводских Maserati. Мосс успел дойти до боксов как раз в момент, когда на пит-стопе загорелся автомобиль Беры, француз получил ожоги рук, и в машину вскочил англичанин. Но автомобиль не до конца потушили, и он продолжал гореть с одной стороны! Мосс, проехав круг, также получил ожоги, обгоревший Maserati потушили, и за руль сел сменщик Беры Гарри Шелл. Американец достаточно быстро набрал темп и начал догонять лидирующую пару Ferrari. Но на 56-м круге, когда предстояло преодолеть ещё половину гоночной дистанции, при обгоне Шеллом по внешнему радиусу в правом быстром повороте едущего на трёхлитровом Maserati Боннье происходит продолжение катастрофы: у автомобиля шведа лопает задняя шина и два «трезубца» сталкиваются. Машины понесло через трассу, Боннье врезается в бетонный телеграфный столб, который переломился и упал прямо по центру авто всего через несколько секунд после того, как швед вылез из машины; автомобиль Шелла влетел в стену, отскочил, и, в результате повреждений топливного бака, загорелся. Американец был вынужден выбираться уже из горящего авто, но получил лишь незначительные ожоги.
Больше заводских Maserati в гонке не осталось, а оставшиеся два частных автомобиля марки имели далеко не самые мощные двигатели и управлялись местными гонщиками, что фактически приносило Ferrari четвёртый титул в пяти Чемпионатах мира (считая с момента его учреждения в 1953-м). Естественно, гонку выиграли Ferrari — Коллинз/Хилл на круг опередили Хоторна/Муссо, от которых в свою очередь на три круга отстали обе Ferrari 250TR. Пятыми финишировали местные гонщики на частной Maserati, но была обнаружена ошибка тайминга, и они потеряли позицию, которая досталась немецкой команде Porsche, а именно Хюшке фон Ханштайну / Эдгару Бартху (Huschke von Hanstein / Edgar Barth), которые победили в класс до 2 литров.
Гонка стала чёрным днём для Maserati — был проигран титул, два автомобиля суммарной стоимостью более 15 тыс. фунтов уничтожены плюс ещё один — серьёзно повреждён. А когда в декабре ФИА было принято решение, что, начиная с 1958-го, в Чемпионате мира спортивных автомобилей разрешается участие автомобилей с двигателями объёмом лишь до трёх литров, стало понятно, что несколько тысяч инвестиций, вложенных в доработку двигателя Maserati 450S, были потрачены впустую. И в январе 1958 года было объявлено, что по финансовым причинам команда Maserati уходит из автогонок.