Большой приз Канады


23 сентября 1973 года

прошёл Большой приз Канады (Labatt’s Canadian Grand Prix). После аварии Роджера Уильямсона в Нидерландах в гонках гран-при всерьёз задумались о безопасности. И для оперативного доезда скорых и прочих автомобилей к месту аварии было решено перенять американский опыт и использовать пейс-кар для сдерживания пелотона.

И шанс это сделать выпал уже в Канаде. Но первый блин получился огромным комом. Гонка поначалу была дождевой, но ближе к середине дистанции трасса стала подсыхать и первые гонщики потянулись в боксы за сликами. Одним из первых это сделал Питер Ревсон, и постепенно в боксах воцарился хаос — пит-стопы в то время были не очень распространённой вещью, вдобавок питлейн в Моспорте очень узкий. Хронометристы (а в то время это делалось вручную и дублировалось командами) начали постепенно путаться в записях. Ситуация усугубилась, когда в аварию попали Север и Шектер. Трасса оказалась усыпана обломками, и организаторы для перестраховки отправили к месту столкновения две скорых и пожарный автомобиль. Соответственно, понадобился автомобиль безопасности, чтобы замедлить пелотон.

Но перед кем он должен был выехать? И неожиданно для всех местный гонщик Формулы-5000 Эгберт Уитцес, сидевший за рулём Porsche 914, получил указание занять место перед Хоудэном Гэнли. Хаос пит-стопов продолжался, и после возврата Porsche в боксы вопрос о том, кто же является лидером гонки, остался открытым. В Williams считали, что им остался Гэнли, в Lotus — что Фиттипальди, другими вариантами были Бельтуаз и Оливер. Более того, среди официальных хронометристов гран-при не было согласия и две стороны табло показывали в лидерах разных гонщиков!

На финише Чэпмен в своём фирменном стиле отпраздновал «победный» финиш Фиттипальди, несмотря на то, что клетчатый флаг ему не был показан. Первыми отмашку флагом получила группа гонщиков, состоящая из Гэнли, Хэйлвуда, Ревсона и Ханта. Гэнли было начал радоваться, но припирания о том, кто же победил, продолжались между командами и хронометристами гонки несколько часов. Гэнли считал себя обладателем первого места — он опирался на записи своей будущей жены, которая в Williams по совместительству исполняла обязанности хронометриста, в которых не было лишнего пит-стопа, приписанного ему организаторами, которые «потеряли» один круг новозеландца. Фиттипальди и Оливер также претендовали на главный приз. Но в конце концов победителем объявили Ревсона — ему помог как раз выезд автомобиля безопасности, оказавшись впереди него, американец получил возможность отыграть круг.

Естественно, после такого от практики автомобиля безопасности отказались почти на 20 лет.

Кроме того, во время уик-энда гонщикам часть заездов пришлось проводить в условиях тумана; впервые в гонках формулы-1 появился №0 (у Шектера, он под ним выступал в американской Ф5000); победа в Канаде стала второй и последней в Ф1 для Ревсона.