Гран-при Львова


19 июня 1932 года…

…впервые в истории состоялись гонки на Гран-при Львова. Гонки во Львове проходили уже в третий раз, но в 1930-м они носили национальный статус, а в 1931-м — международный, но без статуса гран-при. Малопольский автомобильный клуб (Malopolski Klub Automobilowy) для проведения гонки изначально запросил дату 12 июня, но тогда в международном календаре получалась накладка с горной гонкой в Кессельберге, в связи с чем была использована запасная дата. Однако организаторам так и не удалось договориться с национальным автоклубом Польши (Automobilklub Polski) о статусе национального гран-при, в связи с чем было использовано компромиссное название — Grand Prix Miasta Lwowa.

По сравнению с прежними годами произошли небольшие изменения в организации — был ликвидирован заезд для туристских автомобилей, а спортивные автомобили стартовали в гонке одновременно с гоночными. Специально для гонки было отремонтировано 700 метров дорожного полотна улиц, по которым была проложена трасса, а для зрителей было сооружено пять стационарных трибун – две в районе старта/финиша (1800 и 600 мест), остальные три – по 500 мест, однако были определены и стоячие зоны. Для привлечения зрителей на трибуны (цена на билеты составляла от 2 до 15 злотых в день гонки, за 1 дол. тогда давали 8.86 злотых) была организована лотерея, призами выступали десять новеньких велосипедов. Кроме того, все тренировки и гонка комментировались по радио с параллельной трансляцией на трассу.

А для привлечения гонщиков был учреждён солидный призовой фонд — победитель гран-при забирал 5 тыс. злотых, второй призёр — 2 тыс., по тысяче — победители зачёта до 1.5 л среди гоночных авто и заезда спортивных автомобилей, а также лучший польский гонщик. Приём заявок и регистрация участников была окончена за день до старта, хотя тренировки на трассе начались с четверга, за два дня до гонки (заезды в среду были отменены из-за дождя).

Изначально в гран-при должно было стартовать 12 автомобилей, но Чарли Йеллен (Charly Jellen) отменил заявку буквально за 2 дня до гонки, Лобкович и фон Морген погибли в конце мая на гонках в Германии, а Флорйан Шмидт и Ян Кубичек в последний момент перезаявились в гонку спортивных автомобилей. В связи с чем организаторы попросили Ганса Штука, победителя гонки 1931 года, перейти из зачёта спортивных автомобилей в гоночный класс. С Манфредом фон Браухичем так и не удалось договориться, однако приехал Рудольф Караччиола со своим белым Alfa Romeo Monza. Помимо двух именитых немцев, на стартовом поле гран-при в классе свыше 1,5 л стояли Альберт Брошек, который, как и Штук, использовал Mercedes-Benz SSK, и Йозеф Стасны с Bugatti T35B. В младшем, полуторалитровом классе, все 4 участника стартовали на Bugatti T37A — Ласло Хартманн, Бруно Сойка, Станислав Холуй и Ян Риппер. Стартовые номера выдавались по порядку регистрации участников, и на старте участники выстраивались, исходя из них, но Караччиола, который получил №6, устроил небольшой скандал, и дирекция гонки переставила мощные автомобили на первый ряд. Были сомнения, сможет ли из-за полученной накануне в тренировках травмы стартовать Брошек, однако немец с забинтованной головой принял участие в гонке.

Караччиола выиграл старт, следом за ним первый круг закончили Штук, Брошек, Стасны, Хартманн, Холуй, Риппер и Сойка. На 2-м круге двигатель Брошека начал работать с перебоями (из-за последствий аварии), он едет в боксы для ремонта, после которого возвращается в борьбу. После 5 кругов Караччиола опережает Штука метров на 100, а Риппер к этому моменту обогнал Холуя и начал догонять Ласло Хартманна. После 10 кругов (из 66)  между лидерами уже 250 метров, 3-м идет Стастны, а Брошек опять был вынужден заехать в боксы для ремонта, однако и в этот раз смог вернуться в гонку. На 12-м круге при обгоне Шмидта (учасника заезда спортивных автомобилей) ошибается Стасны, в результате чего Bugatti вылетела с трассы и врезалась в столб, повалив его. Машина была списана, но гонщик невредимым вернулся в боксы.

На 15-м круге, когда между лидерами отрыв стабилизировался в районе 200-250 метров, Штук решил все-таки начать штурм позиций лидера, хотя и понимал, что против чистокровной гоночной Alfa Romeo у его Mercedes-Benz SSKL шансок мало. Однако за 20 кругов немец не продвинулся ни на метр – Караччиола также спокойно нарастил темп (до начала погони он показал быстрейший круг 2’03.2, а во время «погони» – поднял планку до 2’02.865). В результате двигатель Мерседеса на 38 круге не выдержал, и в клубах дыма Штук медленно поехал в боксы.

После этого у одного из лучших гонщиков Европы конкурентов просто не осталось – шедший 2-м Хартманн на тот момент уже отставал на 4 (!) круга. Параллельно с этими событиями, после 5 визитов в боксы, Брошек таки смог решить свои проблемы с двигателем и начал догонять венгерского гонщика, обогнав его на 50-м круге. Кроме того, Хартманна продолжал догонять и Риппер, отыгрывая в среднем на круге по полсекунды. В итоге он на 58-м догнал, а на 59-м – обходит Ласло под бурную реакцию трибун. Но через круг Ян останавливается на трассе – спущена шина! Гонщик не опускает руки и меняет ее менее чем за 2 минуты собственными усилиями, при этом сохранив 2-е место в классе – Холуй хоть и успел нагнать поляка, но обойти того не смог, в т.ч. и из-аз того, что был немного дезориентирован тем, что ему дважды показали прохождение одного и того же круга. После всех этих событий до самого финиша никаких изменений в позициях не было. Караччиола преодолел 200 км дистанции чуть менее чем за 2 часа 20 минут (средняя скорость — 86,08 км/ч), Брошек проиграл ему 6 кругов, выиграв в свою очередь у Ласло Хартманн 2 круга; венгр стал победителем в зачёте до 1,5 л.

После финиша Караччиола пел дифирамбы организаторам, нахваливая отличное покрытие и проводил параллели с гонкой в Монако. Немец признал, что трасса была подготовлена по высшему уровню, но его жена отметила, что совместный заезд гоночных и спортивных автомобилей – ошибка, т.к. более медленные спортивные мешали более быстрым гоночным и создавали аварийные ситуации. Но вопрос «была ли угроза его лидирующей позиции со стороны Штука» Караччиола расценил как неверие в его силы, т.к. соперник так и не смог приблизится. В итоге вечернее награждение и чествование прошло без Карачиолы, который уехал первым вечерним поездом.

В заезде спортивных автомобилей в итоге должно было стартовать 9 автомобилей, но Джорджес Наду отменил зявку, т.к. не восстановился от травмы, а у Потоцкому по пути на стартовое поле «умер» двигатель. Стартовое поле располагалось в 50 метрах позади гоночных автомобилей, а в гонку они ушли через 30 секунд после старта машин гран-при. Со старта гонку возглавил дует Шмидт-Кубичек, и их заезд получился менее богатым на события. Шмидт уверенно победил, выиграв круг у Кубичека. Третьим, проиграв ещё 1 круг лидеру, финишировал Ченски. Богуцки и Хорвилл сошли — их авто не выдержали темпа, заданного лидером. Кроме того, финиш спортивных автомобилей прошел практически незамеченным — их дистанция составляла 33 круга, и концовка гонки совпала по времени с преследованием Караччиолы Штуком.

Результаты гонки спортивных автомобилей

Результаты Гран-при Львова